Положение о школьной библиотеке

1

8. Общеобразовательная организация несет ответственность за доступность и
качество библиотечно- информационного обслуживания библиотеки.
9. Организация обслуживания участников образовательной деятельности
производится в соответствии с Правилами техники безопасности и противопожарными,
санитарно-гигиеническими требованиями.
II. Основные задачи
10. Основными задачами библиотеки являются:
- обеспечение участникам образовательной деятельности – обучающимся, педагогическим
работникам, родителям,– доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям
посредством
использования
библиотечно-информационных
ресурсов
общеобразовательного учреждения на различных носителях: бумажном (книжный фонд,
цифровом (CD-диски); и иных носителях;
- воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации
обучающегося, развитии его творческого потенциала;
- формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску,
отбору и критической оценке информации;
- совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых
информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных
процессов, формирование комфортной библиотечной среды.
III. Основные функции
11. Для реализации основных задач библиотека:
- формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательной
организации;
- комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными,
педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных
носителях информации;
- осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;
- организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный,
систематический),
- разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели
и т.п.);
- обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции;
- осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
обучающихся:
- предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения их
интересов и информационных потребностей;
- создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной,
творческой деятельности с опорой на коммуникацию; способствует развитию навыков
самообучения
- организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя
информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с
книгой и информацией;
- оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их
учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
- организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей, и читательской
культуры личности, содействует развитию критического мышления;
- содействует членам педагогического коллектива и администрации организации в
организации образовательной деятельности и досуга обучающихся;
2

- осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
педагогических работников:
- выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением,
воспитанием и здоровьем детей;
- выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы
в области
педагогических инноваций и новых технологий;
- содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению
аттестации;
- создает банк педагогической информации как основы единой информационной службы
общеобразовательного
учреждения,
осуществляет
накопление,
систематизацию
информации по предметам, разделам и темам;
- организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях;
осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и
публикаций), информирование руководства общеобразовательного учреждения по вопросам
управления образовательным процессом;
- поддерживает деятельность педагогических работников в области создания
информационных продуктов .
- способствует проведению занятий по формированию информационной культуры;
является базой для проведения практических занятий по работе с информационными
ресурсами;
- осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
родителей (иных законных представителей) обучающихся:
- удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в
библиотеку;
- консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по
воспитанию детей;
- консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.
IV. Организация деятельности библиотеки
12. Структура библиотеки, помимо традиционных отделов (абонемент, читальный зал),
может включать отделы учебников информационно-библиографической работы;
13. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе
библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным
планами общеобразовательной организации, программами, проектами и планом работы
библиотеки.
14. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации
образования общеобразовательной организации обеспечивает библиотеку:
- гарантированным финансированием комплектования библиотечно-информационных
ресурсов;
- необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со
структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации компьютеров
(отсутствие высокой влажности, запыленности помещения, коррозионно-активных
примесей или электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПиН;
- современной электронно-вычислительной, телекоммуникационной и копировальномножительной техникой и необходимыми программными продуктами;
- ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки;
- библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.
15. Общеобразовательная организация создает условия для сохранности аппаратуры,
оборудования и имущества библиотеки.
16. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда
библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями
3

учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для
деятельности библиотеки несет руководитель общеобразовательной организации в
соответствии с уставом учреждения.
17. Режим работы библиотеки определяется директором
общеобразовательной
организации в соответствии с правилами внутреннего распорядка общеобразовательного
учреждения. При определении режима работы библиотеки предусматривается выделение:
- двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной работы;
- одного раза в месяц – санитарного дня, в который обслуживание пользователей не
производится;
V. Права и обязанности библиотек
18. Библиотека имеет право:
- самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного
обслуживания образовательной и воспитательной деятельности в соответствии с целями и
задачами, указанными в уставе общеобразовательного учреждения и положения о
библиотеке общеобразовательной организации;
- проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки
библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры;
- определять источники комплектования информационных ресурсов;
- изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету
библиотечного фонда;
- участвовать в управлении общеобразовательной организацией в порядке, определяемом
уставом этого учреждения;
- быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия,
предусмотренным для работников образования и культуры;
- участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе
библиотечных ассоциаций или союзов.
19. Работники библиотек обязаны:
- обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами
библиотеки;
- информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;
- обеспечить научную организацию фондов и каталогов;
- формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных
изданий, образовательными программами общеобразовательной организации, интересами,
потребностями и запросами всех категорий пользователей; - совершенствовать
информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей;
- обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию,
размещение и хранение;
- обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и работой
общеобразовательного учреждения;
- отчитываться в установленном порядке перед руководителем общеобразовательной
организации;
- повышать квалификацию.
VI. Права и обязанности пользователей библиотеки
20. Пользователи библиотеки имеют право:
- получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных
ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;
- пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
- получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
4

- получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания,
аудиовизуальные документы и другие источники информации;
- продлевать срок пользования документами;
- получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на
основе фонда библиотеки;
- получать консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных
носителях при пользовании электронным и иным оборудованием;
- участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;
- обращаться для разрешения конфликтной ситуации к руководителю общеобразовательной
организации
21. Пользователи библиотеки обязаны:
- соблюдать правила пользования библиотекой;
- бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать
в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях,
оборудованию, инвентарю;
- поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки,
расположения карточек в каталогах и картотеках;
- пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки;
- убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении
проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные
дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь;
- расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ (исключение:
обучающиеся 1 – 5классов);
- возвращать документы в библиотеку в установленные сроки;
- полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в
общеобразовательной организации.
22. Порядок пользования библиотекой:
- запись обучающихся общеобразовательной организации в библиотеку производится по
списочному составу класса в индивидуальном порядке, педагогических и иных работников
общеобразовательного учреждения, родителей (иных законных представителей)
обучающихся – по паспорту;
- перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно;
- документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский
формуляр;
- читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда
библиотеки и их возвращения в библиотеку.
23. Порядок пользования абонементом:
- пользователи имеют право на дом из многотомных изданий не более двух документов
одновременно;
- максимальные сроки пользования документами:
- учебники, учебные пособия – учебный год;
- научно-популярная, познавательная, художественная литература – 1 месяц;
- периодические издания, издания повышенного спроса – 15 дней;
- пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует
спрос со стороны других пользователей.
24. Порядок пользования читальным залом:
- документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются;
- энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре
документы выдаются только для работы в читальном зале.

5

25. Положение о библиотеке утверждается директором школы.
26. Изменения, дополнения, пересмотр Положения о библиотеке, дополняются
Советом школы, педагогическим советом школы и других участников образовательной
деятельности.

6

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».