1 8. Общеобразовательная организация несет ответственность за доступность и качество библиотечно- информационного обслуживания библиотеки. 9. Организация обслуживания участников образовательной деятельности производится в соответствии с Правилами техники безопасности и противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями. II. Основные задачи 10. Основными задачами библиотеки являются: - обеспечение участникам образовательной деятельности – обучающимся, педагогическим работникам, родителям,– доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного учреждения на различных носителях: бумажном (книжный фонд, цифровом (CD-диски); и иных носителях; - воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала; - формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации; - совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды. III. Основные функции 11. Для реализации основных задач библиотека: - формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательной организации; - комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации; - осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации; - организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный, систематический), - разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и т.п.); - обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции; - осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся: - предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения их интересов и информационных потребностей; - создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой деятельности с опорой на коммуникацию; способствует развитию навыков самообучения - организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией; - оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности; - организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей, и читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления; - содействует членам педагогического коллектива и администрации организации в организации образовательной деятельности и досуга обучающихся; 2 - осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников: - выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей; - выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых технологий; - содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению аттестации; - создает банк педагогической информации как основы единой информационной службы общеобразовательного учреждения, осуществляет накопление, систематизацию информации по предметам, разделам и темам; - организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях; осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и публикаций), информирование руководства общеобразовательного учреждения по вопросам управления образовательным процессом; - поддерживает деятельность педагогических работников в области создания информационных продуктов . - способствует проведению занятий по формированию информационной культуры; является базой для проведения практических занятий по работе с информационными ресурсами; - осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся: - удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку; - консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию детей; - консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся. IV. Организация деятельности библиотеки 12. Структура библиотеки, помимо традиционных отделов (абонемент, читальный зал), может включать отделы учебников информационно-библиографической работы; 13. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами общеобразовательной организации, программами, проектами и планом работы библиотеки. 14. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации образования общеобразовательной организации обеспечивает библиотеку: - гарантированным финансированием комплектования библиотечно-информационных ресурсов; - необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой влажности, запыленности помещения, коррозионно-активных примесей или электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПиН; - современной электронно-вычислительной, телекоммуникационной и копировальномножительной техникой и необходимыми программными продуктами; - ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки; - библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями. 15. Общеобразовательная организация создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества библиотеки. 16. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями 3 учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет руководитель общеобразовательной организации в соответствии с уставом учреждения. 17. Режим работы библиотеки определяется директором общеобразовательной организации в соответствии с правилами внутреннего распорядка общеобразовательного учреждения. При определении режима работы библиотеки предусматривается выделение: - двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной работы; - одного раза в месяц – санитарного дня, в который обслуживание пользователей не производится; V. Права и обязанности библиотек 18. Библиотека имеет право: - самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного обслуживания образовательной и воспитательной деятельности в соответствии с целями и задачами, указанными в уставе общеобразовательного учреждения и положения о библиотеке общеобразовательной организации; - проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры; - определять источники комплектования информационных ресурсов; - изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету библиотечного фонда; - участвовать в управлении общеобразовательной организацией в порядке, определяемом уставом этого учреждения; - быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры; - участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе библиотечных ассоциаций или союзов. 19. Работники библиотек обязаны: - обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами библиотеки; - информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг; - обеспечить научную организацию фондов и каталогов; - формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных изданий, образовательными программами общеобразовательной организации, интересами, потребностями и запросами всех категорий пользователей; - совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей; - обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение; - обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и работой общеобразовательного учреждения; - отчитываться в установленном порядке перед руководителем общеобразовательной организации; - повышать квалификацию. VI. Права и обязанности пользователей библиотеки 20. Пользователи библиотеки имеют право: - получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах; - пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки; - получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации; 4 - получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации; - продлевать срок пользования документами; - получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда библиотеки; - получать консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных носителях при пользовании электронным и иным оборудованием; - участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой; - обращаться для разрешения конфликтной ситуации к руководителю общеобразовательной организации 21. Пользователи библиотеки обязаны: - соблюдать правила пользования библиотекой; - бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю; - поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках; - пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки; - убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь; - расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ (исключение: обучающиеся 1 – 5классов); - возвращать документы в библиотеку в установленные сроки; - полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в общеобразовательной организации. 22. Порядок пользования библиотекой: - запись обучающихся общеобразовательной организации в библиотеку производится по списочному составу класса в индивидуальном порядке, педагогических и иных работников общеобразовательного учреждения, родителей (иных законных представителей) обучающихся – по паспорту; - перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно; - документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский формуляр; - читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку. 23. Порядок пользования абонементом: - пользователи имеют право на дом из многотомных изданий не более двух документов одновременно; - максимальные сроки пользования документами: - учебники, учебные пособия – учебный год; - научно-популярная, познавательная, художественная литература – 1 месяц; - периодические издания, издания повышенного спроса – 15 дней; - пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей. 24. Порядок пользования читальным залом: - документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются; - энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре документы выдаются только для работы в читальном зале. 5 25. Положение о библиотеке утверждается директором школы. 26. Изменения, дополнения, пересмотр Положения о библиотеке, дополняются Советом школы, педагогическим советом школы и других участников образовательной деятельности. 6 7