1.6. Рабочая программа должна выполнять следующие функции: - целеполагания – поставленные цели определяют все основные компоненты курса; - информационную – рабочая программа представляет в сжатой форме информацию общего характера о курсе, которая формирует представление о нем; - оперативного изменения курса – структуризация материала курса на основе выделенных целей обеспечивает возможность внесения изменений в курс непосредственно в процессе обучения без утраты целостности последнего; - прогностическую – рабочая программа задает предполагаемый конечный результат обучения; - контрольно -диагностическую – рабочая программа включает средства проверки степени достижения обучающимся заявленных целей курса; - оценочную – рабочая программа содержит в концентрированной форме всю информацию о курсе, которая может быть использована для его предварительной оценки, что важно для оценки образовательной программы и прогнозирования качества образования. 1.7. Рабочая программа раскрывает: - роль и значение соответствующей учебной дисциплины в реализации государственных образовательных стандартов, - важнейшие мировоззренческие идеи и категории, подлежащие усвоению на конкретной содержательной основе (обязательный минимум содержания образования); - объем и содержание умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся (требования к уровню подготовки учащихся); - объем и содержание общеучебных умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся в ходе изучения данного предмета); - объем и содержание ключевых компетентностей, формирование которых обеспечивает данная дисциплина; - основные формы творческой деятельности, необходимые для успешной работы будущего выпускника, - характер учебно-познавательных проблем и задач, способствующих формированию компетентностей выпускника. 1.8. Рабочая программа учитывает: - целевые ориентиры и ценностные основания современного российского образования; - целевые ориентиры, ценности, особенности, направления развития школы; - состояние здоровья учащихся класса; - уровень способностей обучаемых детей и качество их учебных достижений; - возможности педагога; - состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения школы; 1.9. Содержание и реализация рабочей программы удовлетворяет следующим требованиям: - четко определено место и роль данной дисциплины в овладении учащимися знаний, умений и навыков в соответствии с государственным образовательным стандартом по соответствующему предмету; - установлены и конкретизированы на этой основе учебные цели и задачи изучения предмета; - своевременно отражаются в содержании образования результаты развития науки, техники, культуры и производства, других сфер человеческой деятельности, связанные с данной учебной дисциплиной, за период, прошедший с разработки Примерной учебной программы. - учтён региональный компонент образования путем усиления профессиональной направленности образовательного процесса, отражена специфика и потребности региона; - определены межпредметные связи, согласовано содержание и устранено дублирование изучаемого материала с другими дисциплинами учебного плана ОО; - оптимально для данного класса распределено учебное время по разделам и темам курса: - определены наиболее эффективные виды и формы занятий в зависимости от особенностей содержания и специфики класса, - продуманы возможности использования современных технологий обучения, в том числе информационно-коммуникационных, и инновационные подходы к решению образовательных проблем; - спланирована организация самостоятельной работы учащихся; - продумано полноценное обеспечение образовательного процесса учебной литературой и дидактическими материалами; - отражена деятельность учителя по развитию познавательной активности обучаемых, развитию их творческих способностей, исследовательских умений и навыков; - продумана работа по формированию общеучебных умений и навыков, ключевых компе тентностей учащихся - рабочая программа оформлена в соответствии с требованиями к делопроизводству 2. Разработка рабочей программы 2.1. Разработка и утверждение рабочих программ относится к компетенции образователь ного учреждения и реализуется им самостоятельно. 2.2. Рабочая программа разрабатывается учителем (группой учителей). 2.3. Рабочие программы составляются на уровень обучения. 2.4. При составлении, согласовании и утверждении рабочей программы должно быть обеспечено ее соответствие следующим документам: - федеральному государственному образовательному стандарту; - примерной программе по учебному предмету (курсу) (или авторской программе, прошедшей экспертизу и апробацию); -основной образовательной программе школы. 2.5. Рабочая программа является основой для создания учителем календарнотематического планирования на каждый учебный год. 2.6. Если в примерной программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе по предмету (курсу) распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплекты и индивидуальные особенности обучающихся. 2.7. Рабочая программа является обязательным документом для административного контроля полного освоения содержания учебного предмета обучающимися и достижения ими планируемых результатов на базовом и повышенном уровнях. 3. Оформление и структура рабочей программы 3.1. Рабочая программа должна быть оформлена по образцу. Текст набирается в редакторе Word шрифтом Times New Roman, кегль 12-14, межстрочный интервал одинарный, выравнивание по ширине, поля со всех сторон обычные (верхнее, нижнее- 2 см, левое- 3, правое- 1,5); центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст. Титульный лист считается первым, но не нумеруется. Тематическое планирование представляется в виде таблицы. Список литературы строится в алфавитном порядке, с указанием полных выходных данных. 3.2. Структура рабочей программы: Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать: 1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса; 2) содержание учебного предмета, курса; 3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. 4. Разработка, рассмотрение и утверждение рабочей программы 4.1. В процессе разработки рабочей программы учителю необходимо: - проанализировать содержание Ф ГОС и программы по предмету; - проанализировать требования к уровню подготовки обучающихся; - проанализировать специфику класса, качество результата образования обучаемых; - продумать пути учета специфики класса в преподавании предмета; - разработать учебно-тематическое планирование, определив объём практической составляющей курса; - определить контрольные параметры, позволяющие выявить уровень освоения ФГОС обучающимися; определить конкретно по каким разделам, темам программы необходимо доработать, обновить, пополнить банк контрольно-измерительных материалов; - проанализировать имеющиеся программно-методическое, материально-техническое обеспечение по предмету в соответствии с Требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента федерального государственного стандарта общего образования, определить его достаточность для реализации ФГОС; ежегодно оформлять заявку на приобретение или обновление фонда; - проанализировать фонд имеющейся в библиотеке ОО (в необходимом количестве) основной и дополнительной литературы по предмету. При отсутствии необходимой литературы в библиотеке (или ее недостаточности), библиотекарь оформляет заявку на ее приобретение. - оформить рабочую программу в соответствии с требованиями, представить её на рассмотрение ШМО, согласование с заместителем директора по УВР, утверждение директором школы. 4.2.Педагогический совет - рассматривает рабочую программу по предмету, представленную педагогом, на соответствие ФГОС, примерной или авторской программе, на основании которой педагог составлял рабочую программу, образовательной программе школы, учебному плану; - в случае необходимости дает рекомендации по доработке программы; 4.3. Заместитель директора по УВР рассматривает программу на соответствие ФГОСу, реализуемой программе, образовательной программе школы, школьному положению о рабочей программе и степень готовности для представления ее на педагогическом совете и утверждение директором школы. 4.4. Педагогический совет школы принимает рабочую программу. 4.5. Директор школы - рассматривает программу на соответствие ФГОСу, реализуемой программе, школьному Положению о рабочей программе; - ежегодно до 01 сентября утверждает приказом, ставит гриф утверждения на титульном листе. 4.6. Утвержденные рабочие программы учебных предметов (курсов) учебного плана являются составной частью основной образовательной программы школы, входят в обязательную нормативную локальную документацию образовательного учреждения. 4.7. Рабочие программы, являющиеся авторскими, проходят дополнительно процедуру внутреннего или внешнего рецензирования. Внутреннее рецензирование проводится в общеобразовательном учреждении высококвалифицированными педагогами соответствующего учебного предмета, внешнее – муниципальным экспертным советом. 4.8. Администрация школы осуществляет контроль реализации рабочих программ в соответствии с планом внутришкольной работы. 4.9. Педагоги ОО обеспечивают выполнение рабочей программы в полном объёме на основании квалификационных требований к должности «Учитель»