Положение о видах письменных работ учащихся начальной школы.

1

1.1. изложенные в методических письмах Министерства общего и профессионального
образования РФ от 19.11.1998 № 156/ 14-15 «Контроль и оценка результатов
обучения в начальной школе ( нормы оценок)» и Министерством образования РФ
от 25.09.2000 № 2021 / 11-13 «Об организации обучения в первом классе
четырёхлетней начальной школы».
1.2. В начальной школе рекомендована ежедневная проверка работ учащихся с
проведением последующей работы над ошибками в той или иной форме.
1.3. Упражнения по чистописанию выполняются либо в отдельной тетради, либо в
рабочей. Учитель красным цветом показывает образец написания элементов букв,
целых букв, слогов и т.д. Целесообразно в 3-4 классах строить эту работу,
ориентируясь на индивидуальный подход, так как у каждого учащегося свои
проблемы в написании букв и их элементов.
2. Оформление письменных работ по русскому языку.
2.1. Между работами делается пропуск в две рабочих строки ( пишем на третьей).
Внутри работы пропуски строк нет.
2.2. Новый этап работы выполняется с красной строки. При оформлении красной
строки следует сделать отступ вправо ( школьников учим ориентироваться на
ширину своего пальца). Оформлению красной строки начинаем обучать с первого
класса.
2.3. Справа дописываем слова до конца строки, не допуская необоснованно пустых
мест. Для этого с первого класса обучаем правилам переноса слов.
2.4. Дата записывается по центру рабочей строки. В первом классе в период обучения
грамоте запись даты ведётся учителем или учащимися в виде числа и начальной
буквы месяца. По окончании периода обучения грамоте записываем число и
полное название месяца. Запись числа во втором полугодии первого класса, во
втором и третьем классах выполняется цифрами, а в четвёртом классе – именем
числительным полностью.
2.5. На следующей после даты рабочей строке по центру проводится запись названия
работы: «Классная работа», «Домашняя работа», «Работа над ошибками».
2.6. Запись слова «Упражнение» в классной работе и домашней обязательна. Во
втором классе допустима краткая форма записи ( «упр.15»); а в третьем –
четвёртом классах – только полная. Данная запись выполняется по центру строки.
2.7. Подчёркивания букв, слов, членов предложения, выделение частей слова,
ударение, надписи над словами, указания взаимосвязи слов и предложении
выполняются простым карандашом или ручкой.
2.8. Неправильно написанное слово должно быть зачёркнуто прямой чертой ручкой.
Нельзя требовать от всех школьников идеального безошибочного письма, но
необходимо требовать аккуратного исправления ошибок.
2.9. Ошибки в работе исправляются учителем красным цветом с выносом их
обозначений на поля тетради. Традиционными считаются обозначения:
 I – грамматическая ошибка;
 V – пунктуационная ошибка;
 Р – речевая ошибка.
2.10.
Работа над ошибками в первом классе оформляется учителем, во втором –
четвёртом классах – учащимися самостоятельно. Форму проведения работы над
ошибками определяет учитель. В рабочих тетрадях по русскому языку ( 3-4 кл.)
систематически должна выполняться работа над ошибками.
2

3. Оформление письменных работ по математике.
3.1. Между работами делается пропуск в четыре полные клетки ( пишем на пятой).
Записи ведутся с пропуском двух клеток от полей или от края страницы и двух
клеток от верхнего края листа.
3.2. В первом и во втором классах запись даты производится цифрами, а название
месяца – пропись по центру строки ( например, 6 сентября). В третьем и четвёртом
классах дата пишется на полях цифрами ( например, 06.09.09.)
3.3. Вид работы записывается в первом и во втором классах с пропуском одной клетки
вниз, а в третьем и четвёртом классах – на той же строке, где записывается дата.
3.4. Номер и вид задания записываются посередине строки ( например, «Задача № 3»).
Расстояние между заданиями – 2 клетки.
3.5. Оформление текстовых задач.








Краткая запись задачи выполняется по усмотрению учителя в любой удобной для
этого форме: таблица, схема, словесная краткая запись и пр. запись слов, числовых
значений производится синей пастой, стрелки и чертежи рисуются ручкой.
Краткую запись не следует делать громоздкой, она должна быть удобной,
отображать все числовые данные задачи и взаимоотношения между величинами и,
что ещё очень важно, не содержать решения.
Между записью вида задания, краткой записью, решением и ответом пропускается
две клетки, что позволяет школьнику ясно видеть составные части задачи и
выделять их при проверке.
Решение задач записывается по действиям или выражением с пропуском одной
клетки между действиями. Запись наименований обязательна, запись пояснений
выполняется кратко, по усмотрению учителя.
Ответ к задаче записывается, начиная с числительного. Лучше сразу приучать
школьников к определённому порядку, что в дальнейшем позволит избежать
лишних вопросов и неразберихи. Принятые международные сокращения, такие
как: см, кг, м и т.д.в ответе записываются кратко.

3.6. Оформление математических выражений и равенств.




Расстояние между выражениями вниз составляет 2 клетки.
Между столбиками выражений, неравенств, уравнений делаем отступ вправо на 3
клетки ( пишем на четвёртой).
При вычислении выражений с несколькими математическими действиями их
порядок фиксируется над знаком ручкой.

3.7. Оформление решения уравнений.



Решение уравнения записывается в столбик.
Вычисления проводятся справа на свободных клетках.
3



Проверка найденного значения неизвестного проводится устно или письменно по
усмотрению учителя.

3.8. Оформление геометрической задачи.
Условие задачи записывается слева ( Дано…). Учащимся начального звена сложно
рассчитать место для записи условия справа, как это обычно делается в старшей
школе. Поэтому практика работы показала, что в начальной школе достаточно
научить школьников форме записи, чтобы потом не возникло трудностей при её
переносе.
 Чертёж при необходимости выполняется справа простым карандашом при помощи
геометрических инструментов по имеющимся данным или в пропорции. Буквенное
«имя» фигуры записывается заглавными буквами латинского алфавита, начиная с
левого угла по часовой стрелке.
 Запись вопроса задачи можно начинать со слова ) «Найти: Р »), или просто под
чертой указывать искомую величину («Р АВСD - ?»).
 Далее запись слово «Решение». В решении сначала записывается формула, затем в
неё подставляются числовые данные. Если в её ходе необходимо провести
предварительные вычисления, то запись выполняется по действиям, как в
текстовой задаче. Текстовые пояснения к действиям не выполняются – они
содержатся в начале записи.
 Ответ в геометрической задаче записывается кратко с помощью символов.
Пример:
ABCD
b=2 см.
Р ABCD-?


Решение:
1) а=2 2=4(см)
2) Р =(a+b) 2=12(СМ)
Р ABCD=(4+2) 2=12 (см)
Ответ: Р ABCD= 12 см

Важна необходимость соблюдения орфографического режима учащимися начальной
школы как дисциплинирующего фактора, позволяющего приучить их к культуре
общения через грамотное и эстетическое оформление собственных мыслей.

4

5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».